ПОРЯДОК И СТАНДАРТЫ оказания услуг

ПОРЯДОК И СТАНДАРТЫ

оказания услуг и работ по управлению многоквартирным домом

в соответствии с постановлениями Правительства РФ

от 3 апреля 2013 г. № 290 и от 15 мая 2013 г. № 416

Порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме

(Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утверждённые постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290)

Мероприятия

Требования

Основания

Перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: п. 2 Правил
а) если управление домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме: в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
б) если выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией в договоре управления многоквартирным домом
в) если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива
г) в случае заключения договора с управляющей организацией при непосредственном управлении домом собственниками помещений (ч.1.1. ст. 164 ЖК РФ) в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
д) в случае управления домом застройщиком до заключения договора управления с управляющей организацией по результатам открытого конкурса (ч.14 ст. 161 ЖК РФ) в решении застройщика
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: а) конструктивных элементов многоквартирного дома;

б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;

в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;

г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

п. 3 Правил
Периодичность оказания услуг и выполнения работ: определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации п. 5 Правил
Лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны: а) обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы;

б) вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в) своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам;

г) осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации;

д) организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений;

е) организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений;

ж) предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в МКД, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

п. 6 Правил
Выполнение работ по содержанию систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома: осуществляется привлекаемыми специализированными организациями п. 8 Правил
Сведения об оказании услуг и выполнении работ: отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Указанные акты являются составной частью технической документации многоквартирного дома

п. 9 Правил

Стандарты и порядок

осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом

(Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами,
утверждённые постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416)

Стандарты/порядок

Основания

I. Общие положения

Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом: а) собственниками помещений при непосредственном управлении многоквартирным домом;

б) ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами;

в) управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе с застройщиком (ч.14 ст. 161 ЖК РФ);

г) управляющими организациями, заключившими договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) застройщиками, управляющими многоквартирным домом до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

п. 1 Правил
Управление осуществляется: в отношении каждого отдельного многоквартирного дома с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 п. 3 Правил

II. Стандарты управления многоквартирным домом

Стандарты обеспечения управления многоквартирным домом:

п. 4 Правил

а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости); предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 п/п а) п. 4 Правил
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях; с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных п/п б) п. 4 Правил
в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а в случае управления многоквартирным домом ТСЖ или кооперативом — формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД; п/п в) п. 4 Правил
расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;
подготовка предложений о передаче объектов общего имущества собственников помещений в МКД в пользование иным лицам на возмездной основе на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в этом доме, в том числе с использованием механизмов конкурсного отбора;
обеспечение ознакомления собственников помещений в МКД с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в МКД и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов;
г) организация собственниками помещений в МКД, органами управления ТСЖ и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления МКД, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД, общим собранием членов ТСЖ или кооператива вопросов, связанных с управлением МКД, в том числе: уведомление собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или кооператива о проведении собрания; п/п г) п. 4 Правил
обеспечение ознакомления собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании;
подготовка форм документов, необходимых для регистрации участников собрания;
подготовка помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания;
документальное оформление решений, принятых собранием;
доведение до сведения собственников помещений в МКД, членов ТСЖ или кооператива решений, принятых на собрании;
д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; п/п д) п. 4 Правил
подготовка заданий для исполнителей услуг и работ;
выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в МКД;
заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД;
заключение с собственниками и пользователями помещений в МКД договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме;
осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
е) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом; п/п е) п. 4 Правил
ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; п/п ж) п. 4 Правил
оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление управляющими организациями, ТСЖ и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида;
ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации;
з) обеспечение собственниками помещений в МКД, органами управления ТСЖ и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: предоставление собственникам помещений в МКД отчетов об исполнении обязательств по управлению МКД с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом; п/п з) п. 4 Правил
раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731;
прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме;
обеспечение участия представителей собственников помещений в МКД в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.

III. Формирование и утверждение перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в МКД для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющей организацией;

товариществом или кооперативом соответственно;

в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в этом доме — одним из таких собственников

п. 5 Правил
В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить: акт обследования технического состояния многоквартирного дома;

иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях);

при необходимости — заключения экспертных организаций.

п. 6 Правил
Перечень услуг и работ должен содержать: объёмы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. п. 8 Правил

IV. Осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания

Управляющая организация, застройщик — управляющая организация, ТСЖ или кооператив обязаны организовать аварийно-диспетчер-ское обслуживание МКД: а) как собственными силами;

б) так и путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.

п. 9 Правил
При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем 12: положения об осуществлении аварийно — диспетчерского обслуживания подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, осуществляющими поставки энергоресурсов;

или заключается договор об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с организацией, осуществляющей такую деятельность

п. 9 Правил
При непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем 12: аварийно-диспетчерское обслуживание может осуществляться путем заключения собственниками договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно — диспетчерскому обслуживанию. п. 9 Правил
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем МКД, регистрацию и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в МКД об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем, а также принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения. п. 10 Правил
Аварийно-диспетчерская служба с помощью системы диспетчеризации обеспечивает: контроль загазованности технических подполий и коллекторов; п. 11 Правил
громкоговорящую (двустороннюю) связь с пассажирами лифтов, собственниками и пользователями помещений в МКД, дворниками.
Аварийно-диспетчерская служба обеспечивает: незамедлительную ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов внутри многоквартирных домов; п. 13 Правил
устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах: при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи п. 17 Правил
с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи

V. Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом

В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора п. 18 Правил
уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Содержание уведомления: наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес;

в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме — сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.

п. 18 Правил
Организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление: передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, органу управления ТСЖ или кооператива либо в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ. п. 19 Правил
Техническая документация на МКД и иные документы, связанные с управлением МКД, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, и должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в МКД. п. 20 Правил
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана: в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом. п. 21 Правил
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение: уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. п. 22 Правил
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами. п. 23 Правил

Это интересно!

Квартирные приборы учёта не отражают фактического расхода воды потребителями.
Так, у каждого прибора учёта в паспорте указан такой параметр, как «порог чувствительности», значение которого варьируется от 0,015 до 0,03 куб.м./час. Это означает, что даже без вмешательства в его работу, можно легально получить за месяц до 21 куб.м. неучтенной квартирным счетчиком холодной или горячей воды! А низкое качество водопроводной воды приводит к ускоренному износу внутренних элементов приборов учёта, что ещё больше смещает порог чувствительности, а значит, и к увеличению объёма не учитываемой квартирными счётчиками холодной или горячей воды! Поэтому стереотипное мнение потребителей об абсолютной достоверности показаний квартирных счетчиков является ошибочным.